Уступить пешеходу

По статистике, почти половина всех происшествий на дорогах с пострадавшими людьми – наезды на пешеходов. Предупредить такие аварии возможно.

Зачастую пешеходы ведут себя беспечно, рискуя здоровьем и не осознавая той опасности, которой себя подвергают, ступая на проезжую часть. В такой ситуации водителю требуется гораздо больше усилий, поскольку он управляет автомобилем – источником повышенной опасности с преимуществом в весе, скорости, защите. В первую очередь именно ему следует быть предельно внимательным, благоразумным и вежливым по отношению ко всем участникам дорожного движения и особенно – к пешеходу, который в случае ДТП рискует жизнью в сотни раз больше.

Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу, «снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам».

Что подразумевает «уступить дорогу»? Не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление или скорость движения. Вместе с тем этими же словами в административном кодексе сформулировано понятие «создание аварийной обстановки» – действия участников дорожного движения, вынудившие других изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.

Исходя из этих норм, водитель, получается, имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже на соседней полосе, но их направление и скорость движения не меняются. Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад и сделать это его вынудил именно движущийся автомобиль, водитель не только не уступил дорогу, но и создал аварийную ситуацию. И административную ответственность уже должен нести не за «непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам» (часть 6 ст. 18.14 КоАП), а за создание «аварийной ситуации» (часть 10 той же статьи). Что с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: 1–5 базовых величин – за непропуск против 5–20 базовых величин с лишением права управления транспортным средством на срок до двух лет или без лишения – за создание аварийной ситуации.

Единственное понятное руководство по пропуску пешеходов, прописанное в комментариях к ПДД, – это «принцип двух свободных полос»: водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля.

Если на дороге всего две полосы, то водитель обязан остановиться перед пешеходным переходом, как только пешеход ступил на дорогу – справа или слева по ходу движения его автомобиля. Как только пешеход закончил переходить полосу движения машины, водитель может продолжать движение.

При наличии двух и более полос движения в каждом направлении можно применять «принцип двух свободных полос». Законодательно он нигде не закреплен – лишь в порядке разъяснения прописан в комментариях к ПДД, но инспекторы ГАИ при осуществлении контроля за дорожным движением ориентируются на эту теорию.

Как только пешеход ступил на проезжую часть, водитель обязан уступить ему дорогу: предоставить преимущество в движении. Если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности, он может это сделать.

В свою очередь пешеходный переход и нанесенная разметка зебра не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о постоянной потенциальной опасности – только что стоявший на тротуаре человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной. Если, например, автобус или грузовик не снизит скорость или не остановится в первом ряду, то стоящего у дороги человека, который вроде бы только намеревается идти и участником дорожного движения вы его не считаете, просто травмирует боковым зеркалом. Разумнее всего снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода – он может оказаться на дороге неожиданно для водителя, особенно когда обзор закрыт припаркованными в нарушение правил автомобилями.

В свою очередь пешеходы перед началом перехода обязаны убедиться, что выход на проезжую часть дороги безопасен (пункт 17.2 ПДД), т.е. остановиться у края проезжей части, посмотреть по сторонам, удостовериться, что водители вас заметили и успели остановиться.

При переходе проезжей части необходимо прекратить разговоры по мобильному телефону, отключить наушники, взять ребенка за руку.

Не будет лишним напомнить пожилым родственникам и детям о правилах безопасного перехода проезжей части, купить и прикрепить на одежду световозвращающие элементы: лучше, если они будут размещены на обоих рукавах.

Госавтоинспекция призывает водителей и пешеходов быть предельно внимательными на пешеходных переходах, особенно в темное время суток.

Помеха справа

Ситуация, когда два транспортных средства, движущихся бок о бок, начинают одновременно перестроение вправо-влево, называется взаимным перестроением. Такие автомобили выполняют одинаковые маневры, однако существует правило, устанавливающее очередность и исключающее угрозу столкновения: «помеха справа».

В прошлом месяце на столичной улице Селицкого случилось резонансное дорожно-транспортное происшествие, когда в утренний час водитель КАМАЗа при перестроении не уступил дорогу автомашине, двигавшейся попутно справа. По инерции ее отбросило в сторону, где она совершила столкновение с другой легковушкой. К счастью, обошлось без пострадавших, а транспортные средства получили механические повреждения.

Данный случай – повод еще раз напомнить, что согласно пункту 59 Правил дорожного движения Республики Беларусь при перестроении, выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу автомобилям, движущимся попутно, без изменения их направления движения.

В равных условиях участники дорожного движения могут оказаться не только при перестроении, но также при пересечении равнозначных перекрестков, во дворе, на автостоянке и так далее. В любом случае один из них будет находиться левее, другой – правее. Пункт 59 ПДД предписывает: при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу автомобилю, находящемуся справа. Данное правило действует и при одновременном перестроении двух попутно движущихся транспортных средств.

Самое главное условие применения этой установки – равные права автомобилей на дальнейшее движение. В неравных условиях, когда согласно ПДД одно транспортное средство имеет преимущество в движении перед другим, например, при наличии на перекрестке главных и второстепенных дорог, при выезде на дорогу с прилегающей территории, в ситуациях, когда одна автомашина стоит, а другая – движется, оно не используется.

Перестроение – самый опасный вид маневрирования, поэтому каждый автомобилист должен быть предельно внимательным и осторожным, чтобы избежать аварийных ситуаций.

Анастасия ЗАБАВСКАЯ, старший инспектор по АиП ОГАИ Заводского РУВД г. Минска

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.