Уровень – европейский

17 апреля на базе диагностической станции № 210 УП «Белтехосмотр» был проведен семинар на тему «Внедрение требований ISO/IEC 17020 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекции» для аккредитации станций технического осмотра транспортных средств».

Семинар был организован в рамках Консультативной программы Международной финансовой корпорации (IFC) по улучшению деловой среды в Беларуси и Соглашения о сотрудничестве между IFC и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь по совершенствованию инфраструктуры качества на 2018–2021 годы.

Актовый зал филиала УП «Белтехосмотр» собрал около полусотни заинтересованных участников мероприятия. Все они профессионалы-практики из разных уголков республики: руководители и специалисты организаций, осуществляющих услуги в сфере технического осмотра транспортных средств.

Со вступительным словом выступила координатор компонента Консультативной программы IFC в Беларуси Ирина Шемшеня. Она максимально сжато ознакомила собравшихся с целями и задачами этой интернациональной организации, являющейся частью компаний Всемирного банка и работающей с частным бизнесом для улучшения деловой среды. В нашей стране корпорация выполняет свою миссию с 1993 года. В 2018–2021 годах IFC трудится над новым консультативным проектом вместе с Госстандартом и входящими в него организациями, в частности, с Белорусским государственным центром аккредитации (БГЦА), который выполняет международный заказ в сфере инспекции, в том числе по приведению в соответствие к международным нормам инспекции технических осмотров транспортных средств.

Помимо прочего Ирина Шемшеня рассказала о планируемой программе и регламенте семинара, поблагодарила представителей Минтранса и УП «Белтехосмотр» за оказанную помощь в его проведении и представила гостям докладчиков и членов президиума: международного эксперта Представительства IFC в Беларуси г-на Паату Гоголидзе (Грузия); заведующего сектором транспортной безопасности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Павла Бречко; директора УП «Белтехосмотр» Юрия Ленчевского.

Заведующий сектором транспортной безопасности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в своем выступлении уделил особое внимание перспективам и совершенствованию системы технического осмотра в Республике Беларусь исходя из уже запланированных мероприятий и основных инициатив по корректировке законодательства в рассматриваемой сфере. Павел Бречко высказал пожелание, чтобы во время семинара были выработаны дополнительные действия по линии как нормотворчества, так и внедрения наиболее передовых решений международного опыта.

Болезненным вопросом, затрагивающим процедуру гостехосмотра, представитель министерства считает отвязку государственной пошлины на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении от их технического осмотра.

Для решения вопроса уже подготовлены и направлены на рассмотрение в Правительство Республики Беларусь два проекта указа Президента. Один из них предусматривает сохранение госпошлины на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении только для юридических лиц, для физических – допускаются варианты. Вторым проектом рассматривается возможность внедрения республиканской информационной системы, увязанной с базой УГАИ Беларуси, где будут указаны случаи нарушений Правил дорожного движения, государственный номер автомобиля, его повреждения, собственник и прочие необходимые данные по механическому транспортному средству. Также системой будут передаваться данные от УП «Белтехосмотр», о плательщике и фотофиксации. Если такие подходы будут обеспечены, то это поможет решить многие проблемы по прохождению техосмотра, поскольку будет реализована возможность взаимодействия между госорганами управления, а также производить оперативный обмен информацией между диагностическими станциями.

Другое направление, затрагивающее техосмотры, – это подготовка Министерством экономики Республики Беларусь проекта Указа Президента Республики Беларусь по административным процедурам, осуществляемым в отношении субъектов хозяйствования. Здесь рассматривается корректировка перечня административных процедур, среди которых – проведение соответствия транспортных средств техническим нормам Европейской комиссии министров транспорта; выдача международного сертификата ТО; выдача, замена, переоформление дубликатов сертификатов соответствия специальных транспортных средств; требования в соглашениях на международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов на специальных транспортных средствах, предназначенных для их перевозок; выдача разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении; выдача свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов. По этому направлению предусматривается, что орган регулятора – Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь – разрабатывает регламент процедуры по типовой форме. После принятия нового указа многие законодательные документы Минтранса утратят свою силу.

Третье направление в работе министерства – ведение плановых нормотворческих работ, предназначенных для повышения эффективности процедуры гостехосмотра. В первую очередь это касается сокращения времени прохождения его. Также будет предусмотрено исключение конфликтных интересов между УП «Белтехосмотр» и рядом диагностических станций. Вопросы обследования ДС предполагается передать БелНИИТ «Транстехника», который не является их владельцем и при этом обладает знаниями компетенции.

Перспективным моментом с учетом обращения перевозчиков является расширение спектра услуг на станциях.

Вне регламента попросила слова директор Белорусского государственного центра аккредитации Татьяна НИКОЛАЕВА. Она обратила внимание участников на необходимость стандартизации процедуры прохождения технического осмотра в республике и аккредитации соответствия органов, их проводящих. Директор БГЦА подчеркнула, что по международному стандарту «Инспекция» аккредитация диагностических станций в нашем случае должна проводиться органом не только специализированным, но и обязательно независимым, чтобы обеспечивать беспристрастный процесс. В то время, когда в Беларуси имеется четкая линия на либерализацию отношений, сферу технических осмотров важно передать в руки частного бизнеса. Государство признает, что при определенных подходах здесь возможно создать конкуренцию на основе ведения добросовестного бизнеса. А контроль и аудит должны проводиться при признании равными равных.

– Известно, что экологическая безопасность, как и контроль экологических показателей, относится к сфере особого, повышенного риска. Поэтому задачей государства является содействие высокому уровню технического, аналитического, инструментального контроля и ведения качественного бизнеса. БГЦА – это та организация, которую признают 96 стран мира, доверяя нашим аудитам, способности собирать компетентные группы, контролировать результаты их работы и понимать, в чем ее техническая суть. И задача у нас – определить, все ли создано на конкретной станции для оказания услуги компетентно, чтобы специалисты станции диагностики сами определяли среду конкуренции и вырабатывали подходы, создающие для всех участников равные условия ведения бизнеса, – подчеркнула Татьяна Николаева.

Основной смысл речи руководителя Центра аккредитации сводился к позиционированию своей организации как органа, сведущего в экспертизе, обладающего для этих целей специально обученным персоналом, признанным в мире, и обслуживающего более трех тысяч клиентов в различных отраслях народного хозяйства по всей Беларуси.

Окончание в следующем номере.

Оксана ГУЧЕК, «ТБ»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.