Статус задачи – первоочередная

Вместе с радостью от первых солнечных мартовских дней, когда внезапно исчез снег с дорог, водителей постигло удивление, граничащее с ужасом: обнажились отдельные участки, представляющие собой сплошные ямы. Дорожникам же удивляться некогда – они практически без выходных занимаются ямочным ремонтом. И пишут ответы на жалобы пользователей…

Статус задачи – первоочередная Статус задачи – первоочередная Статус задачи – первоочередная

В Интернете «гуляет» запись с видеорегистратора о плачевном состоянии автомобильной дороги Р20 Витебск – Полоцк – граница Латвийской Республики в районе Новополоцка. Множество нареканий вызывает М1 в Толочинском районе, которая разрушается буквально на глазах…

– Я ежегодно плачу государственную пошлину, которая должна идти на ремонт дорог. Однако сборы есть, а дорог нет, – этот комментарий одного из пользователей созвучен с сотнями других.

Автомобилисты гнут диски, рвут шины в ямах и везут по колдобинам квитанции об уплате пошлины. Когда колесо попадает в трещину дорожного покрытия, тут же вспоминаешь, что в прошлом году такая же яма стала причиной ремонта подвески. Да и расположена она была на той же дороге. Почему усилия дорожных служб не приводят наши дороги в нормальное состояние?

– Общая протяженность дорог, обслуживаемых структурными подразделениями РУП «Витебскавтодор», составляет 3019 км, – говорит главный инженер предприятия Александр Рымашевский. – Нынешняя зима в Беларуси была непростой из-за высокого количества осадков, выпавших в декабре–январе, и февральских колебаний температуры. В результате чередования замерзания и оттаивания воды в трещинах асфальтобетонного покрытия дорог образовались ямки. Они и показали себя сразу после того, как растаял весь снег. Причем одновременно на всем протяжении дорог. Надо понимать, что моментально устранить ямочность невозможно. На все надо время. Конечно, результат зимы не выглядел бы столь печально, если б выдерживались межремонтные сроки эксплуатации. В связи с определенными финансовыми трудностями протяженность дорог с просроченными сроками капитального и текущего ремонтов на нашей сети составляет 2936 км, или 97% от их общей длины. Дорога требует постоянной заботы, и ее качество зависит от многих факторов.

В соответствии с материалами диагностики, проведенной РУП «Белдорцентр», на автомобильных дорогах «Витебскавтодора» необходимо выполнить 426 км капитального ремонта на сумму 167,8 млн рублей и 755 км текущего – на сумму 94,4 млн рублей. На 2019 год РУП «Витебскавтодор» на капитальный ремонт автомобильных дорог выделено 8,3 млн рублей. На них планируется выполнить капитальный ремонт 8,6 км автодорог, а также 72,5 пог. метра мостов. На текущий ремонт в 2019 году предприятию выделены 15,63 млн рублей. Их планируется освоить на текущий ремонт 90 км автодорог, а также 259,32 пог. метра мостов.

…Мы мчимся на автомобиле по М8/Е95 через поселок Руба, где недавно была выполнена реконструкция дороги в ходе введения в эксплуатацию 4-го пускового комплекса Северо-западного обхода Витебска. И не замечаем ям. Их на новом участке просто нет. Зато дальше трещины и ямы встречаются все чаще.

– Мы обслуживаем 55 км автомобильной дороги М8/Е95, – говорит начальник ЛДД № 311 филиала ДЭУ № 31 РУП «Витебскавтодор» Александр Чаплыгин. – Закономерность видна невооруженным взглядом. На тех участках, где относительно недавно производился ремонт, дорожное покрытие находится в удовлетворительном состоянии. А там, где мы и ранее обходились только ямочным, там его выполняем и теперь.

На дороге работает техника. Ямочный ремонт производится с помощью установки ЯР-4 на базе автомобиля МАЗ. По сути, это бункер с подогретым до рабочей температуры асфальтом. 

– Мы не останавливали проведение ямочного ремонта всю зиму. Использовали так называемый «холодный асфальт» – складируемую органоминеральную смесь (СОМС). С помощью такой технологии работы можно производить и в минусовые температуры, – поясняет Александр Григорьевич. – Многие не понимают, фотографируют и выкладывают в Интернет фото с подписями «Зима. Кладут асфальт». Но это уже проверенная временем технология. И лучше, чем ямы, которые, если не предпринимать усилий, будут с каждым днем разрастаться. Благодаря нашим усилиям дорога из зимы вышла в достойном состоянии.

Перед началом работ по ямочному ремонту определяются границы повреждений, выявляются имеющиеся и потенциальные дефекты, рассчитывается площадь работ. Далее поврежденный участок фрезеруется, производится очистка дефектного сектора от асфальтогранулята. Финишная операция – укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси.

На этом участке работали восемь человек: два механизатора, два водителя и четверо дорожных рабочих.

– В последние дни работаем почти без остановок, – говорит один из рабочих и снова берется за лопату.

– Сегодня закроем около 30 квадратов. Но ямки появляются постоянно. Их одномоментно не заделаешь, – поясняет Александр Чаплыгин.

РУП «Витебскавтодор» постоянно на протяжении многих лет проводит работу по закупке современной техники для выполнения ямочного ремонта в зимних условиях. В филиалах имеются и находятся в исправном состоянии 37 машин. В частности, в распоряжении дорожников – 13 единиц механизмов ЕМ-3200, одна – ЕМ-610, одна – ЕМ-350, 14 – ПМ-107, восемь – ЯР-4.

Результат не заставил себя долго ждать. «Витебскавтодор» – в лидерах по темпам ямочного ремонта. Предприятием с начала года до начала марта ликвидировано более 20 тыс. кв. метров ямочности, что в два раза больше прошлогодних показателей. Кроме СОМСа, предприятие работает с горячим асфальтобетоном с температуропонижающей добавкой. Данной смесью можно работать при температуре воздуха до минус 10 градусов.

Вместе с тем проведенные выборочные проверки состояния дорожной сети показали, что ситуация с наличием ямочности остается напряженной. В настоящий момент предстоит ликвидировать около 1500 кв. метров. При этом ряд участков дорог общей площадью более 150 км имеет сплошное разрушение покрытия. Ямочный ремонт для дороги в таком состоянии, что мертвому припарка. Для стабилизации ситуации требуется запускать асфальтобетонные заводы и привлекать силы подрядных организаций для устройства на этих участках нового покрытия.

Работам по устранению ямочности в РУП «Витебскавтодор» присвоен статус первоочередных. Ежедневно ликвидируется в среднем 700–800 кв. метров ямочности всеми доступными из имеющихся средствами, материалами и технологиями. На выполнении ремонта задействовано 30 бригад численностью более 200 человек.

Проблема заключается в том, что ежедневное образование ямочности находится на уровне ее ликвидации. Не успевают дорожники заделать одну ямку, как появляется новая. Такая динамика – сигнал о том, что верхний слой асфальта износился и требует замены.

К тому же, как мы уже неоднократно говорили, многие дороги Витебщины строились еще в советские времена и не рассчитаны на современные нагрузки. На сегодняшний день 1117 км дорог, которые обслуживает автодор, эксплуатируются с ограничением несущей способности на ось транспортного средства до 6 тонн. То есть если быть пунктуальными, то на 37% республиканских дорог на территории Витебской области нельзя пускать современные грузовики. Возросшая интенсивность движения и вес автомобилей планомерно убивают в первую очередь такие дороги.

В этом году Беларусь примет II Европейские игры, по нашим дорогам поедут тысячи гостей. И, конечно, нам хочется показать страну с лучшей стороны. В РУП «Витебскавтодор» уже издано распоряжение «Об организации работ в выходные дни». Руководители филиалов лично контролируют строгое соблюдение технологии и качество работ при ежедневном выполнении ямочного ремонта. Коллектив прилагает все усилия для поддержания вверенной ему дорожной сети в надлежащем состоянии. Работники ДЭУ трудятся весь световой день, выходят на объекты в выходные и праздничные дни.

В первую очередь устраняются дефекты на магистральных республиканских дорогах с высокой интенсивностью движения. Незамедлительно ликвидируется и ямочность, если она влияет на безопасность дорожного движения. По оценкам специалистов предприятия, сегодня, несмотря на описанные выше проблемы, обеспечивается безопасное и бесперебойное движение транспорта.

Но и пользователи должны понимать: как невозможно на лету ловить снег или дождь, так нереально остановить естественные процессы разрушения покрытия дорог и тем более моментально заделать все ямки. Прежде чем ругать ямы и дорожников, надо поставить себя на их место. Ту же пошлину, которой в последнее время упрекают дорожников, даже, по официальным данным, добросовестно платит не более половины автовладельцев…

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.