Русская рулетка

В последнее время усложнилась работа белорусских международных перевозчиков, которые осуществляют поставки продуктов питания в Российскую Федерацию. Россельхознадзор постоянно вносит в свои черные списки то одно, то другое белорусское предприятие сельхозпереработки. А с 12 апреля Россия стала запрещать уже не отдельную продукцию конкретных предприятий, а целые группы товаров. Первыми под запрет попали яблоки и груши. Еще раньше практически был перекрыт транзит через территорию санкционной продукции из Евросоюза, предназначенной для нужд предприятий Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Монголии…

– Этой проблеме уже пять лет. Введение в 2014 году запрета на ввоз в РФ некоторых категорий пищевых продуктов из стран ЕС нанесло ущерб многим перевозчикам, которые специализировались на таких заказах. Наша компания – одна из них. Каждая поездка через Россию с грузом из Западной Европы в Узбекистан, Туркменистан или Монголию – уникальная история. Я никогда заранее не знаю: доедет груз до потребителя или нет, – вздыхает директор УП «ВояжТрансЛогистик» Андрей Кравченко.

Предприятие «ВояжТрансЛогистик» базируется в Бешенковичах. Оно было создано еще в 1997 году, когда между странами Западной Европы и Россией не существовало серьезных разногласий. Компания развивалась, искала свои ниши на рынке международных автомобильных перевозок, покупала автомобили и рефрижераторы, обустраивала свою базу. После налаживания тесных прямых контактов с производителями мясных продуктов в Германии, Польше и странах Балтии, а также с их постоянными клиентами в Средней Азии стала специализироваться на поставках мясных продуктов глубокой заморозки. Уже более 7 лет рефрижераторы УП «ВояжТрансЛогистика» доставляют мясную продукцию в Среднюю Азию из Европы. В распоряжении компании – 12 единиц техники. В общей сложности там нашли себе работу 18 человек. Территория предприятия ухожена и соответствует европейским стандартам.

Для общего понимания ситуации предлагаем слегка углубиться в теорию. Как известно, указом Президента РФ № 560 от 06.08.2014 г. введены специальные экономические меры (санкции), которыми установлен запрет на осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС и ряд других государств, которые ввели санкции против РФ. При этом формально Правительством России запрет сформулирован таким образом, что распространяется на все товары из перечня независимо от заявленной таможенной процедуры и страны назначения. По данному основанию многие перевозчики в последние годы получили отказ во ввозе санкционных товаров в целях транзита через РФ и привлечены к административной ответственности.

С другой стороны, на практике таможенные посты зачастую допускают транзит «санкционных» товаров в другие страны.  В данном контексте интересно обратить внимание на письмо Россельхознадзора № ФС-АС-3/22903 от 21.11.2014 г., в соответствии с которым перемещение растительной продукции, включенной в «санкционный» список, в третьи страны с 24.11.2014 г. должно осуществляться только через пункты пропуска на границе РФ. То есть, вводя такое ограничение, государственный орган исходит из изначальной правомерности транзита санкционных товаров.

В итоге начиная с 2014 года аналогичные ситуации трактуются российской таможней абсолютно по-разному, а для международных перевозчиков перевозка санкционных товаров транзитом через Россию превращается в «русскую рулетку».

– 10 января этого года нашу машину остановили в Себеже. Мы везли замороженные мясопродукты из Польши в Узбекистан. Подчеркиваю, наша компания не занимается серыми и черными схемами, которые, возможно, и существуют. Мы работаем по книжке МДП с прямыми поставщиками в Западной Европе и их потребителями в Средней Азии. Вначале российская таможня инкриминировала нам перевозку груза без документов. Потом оказалось, что все документы есть. Загнали машину на СВХ, произвели таможенный досмотр. Нарушений нет. У таможни вопросов не возникло. А Россельхознадзор уперся, ссылаясь на пресловутый указ № 560. Но в нем идет речь только об импорте товаров в Россию. Машину направили на стоянку и стали производить проверку, которая длилась два месяца. Я не знаю, что они там делали, но покупателя продукции в Узбекистане так и не нашли, хотя у меня лично имелось гарантийное письмо узбекского национального департамента, в котором четко говорилось, что поставка будет произведена именно этому получателю. Официальные письма от официальных органов Узбекистана о том, что данный товар едет к ним, в расчет в России не принимаются. Ну как так можно? Нас под конвоем таможенного СОБРа вывели на белорусскую территорию. И посоветовали объехать как-нибудь Россию. Но Россия большая. Объехать трудно. А при поставке грузов в Монголию почти невозможно. Мы снова поехали через Россию. И нам повезло, не остановили. Любопытно, что из России в страны Средней Азии наши машины всегда выпускают без проблем, тем самым также признавая факт законности транзита, – рассказывает Андрей Владимирович.

В Российской Федерации уже несколько дел, связанных с перемещением санкционной продукции, дошло до Верховного суда. Тот разъяснил, что положения указа № 391 не применяются в отношении товаров, ввезенных гражданами для личного пользования либо помещенных под процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории РФ (пункт 2 указа). Таким образом, напоминает ВС РФ, указ президента содержит в себе определенные условия, при соблюдении которых последствия в виде уничтожения товаров не наступают: 

• при перемещении ввезенных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны; 

• при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов; 

• при соответствии таких документов грузу; 

• при наличии у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории РФ, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

На первый взгляд, все просто. Ввоз санкционных товаров в РФ в целях транзита в рамках сделки между иностранными лицами не нарушает российское законодательство. Однако на практике такая перевозка продолжает представлять для перевозчиков определенный риск. Фактически на сегодняшний день решение о законности или незаконности такого ввоза принимается конкретными должностными лицами на конкретном таможенном посту.

– Сейчас две наши машины стоят на территории Витебской таможни, куда их вернули из России, – продолжает Андрей Кравченко. – Пытаемся как-то переоформить документы, чтобы доставить груз потребителю. Более того, сотрудники поста в Красной Горке, что в Смоленской области, требуют от нас возврата на внешнюю границу Евразийского союза. Сопровождают до границы Беларуси, а потом делают запись, что гарантом возврата на внешнюю границу будет конвой. Конвой вызываешь за свой счет. А мне надо ехать в Монголию. Зачем возвращаться в «Козловичи» или «Григоровщину»? Если сейчас машину останавливают с санкционным грузом в Красной Горке, то сразу ставят на платную стоянку. Въезд туда – 12 тысяч российских рублей и за каждый день – по две тысячи. Нам говорят: вы должны ехать через внешние границы РФ, а это таможенные пункты «Убылинка» и «Пыталово» на латвийско-российской границе и «Троебортное», что при въезде в Россию из Украины. Дескать, там разрешен ввоз санкционного товара. Пробовали, тоже не пускают. В Беларуси предлагают искать альтернативные маршруты. Где их искать? Мы поездили везде. Предлагают заняться другим видом перевозок. Легко предлагать, глядя в потолок. Мы нашли свою нишу на рынке…

Вопрос о транзите через территорию Российской Федерации санкционных товаров в Среднюю Азию поднимался и в ходе 24-й международной выставки транспортно-логистических услуг «ТрансРоссия». В частности, заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов заявил: «Мы планируем, что 1 июля 2019 года российские и международные перевозчики смогут осуществлять перевозку так называемых санкционных грузов через территорию РФ в третьи страны при условии использования электронных навигационных пломб». Он также добавил, что система будет работать в тестовом режиме с 1 июля до 31 декабря 2019 года: «В настоящее время мы прорабатываем соответствующие нормативно-правовые акты. Обсуждается форма запуска системы».

По словам Семенова, точные сроки запуска для всех транзитных перевозок на сегодняшний день определяются, в том числе при участии созданной при Минтрансе РФ рабочей группы с грузоперевозчиками. Возобновление транзита санкционных товаров, ввоз которых на сегодняшний день запрещен, увеличит транзитные перевозки по экспертным оценкам, на 40%, до уровня 2013 года. Это будет способствовать решению задач, поставленных комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры: развитию транспортного потенциала и росту объема экспорта транспортных услуг, а также является частью ведомственного проекта «Цифровой транспорт и логистика».

Как отметил чиновник, система прослеживаемости грузов не только обеспечивает реализацию функций государства, но и принесет дополнительную прибыль от использования транзитного потенциала. При этом она будет выгодна и грузоперевозчикам, и грузовладельцам с точки зрения мониторинга своих грузов.

– Этот вопрос обсуждается давно, – говорит Андрей Кравченко. – Я на Брестской таможне заявил, что стану первым, кто приобретет у них эти электронные пломбы. Думаю, реализовать данную идею технически несложно. К примеру, я и сейчас со своего смартфона могу видеть, где в настоящий момент находятся мои машины. Что мешает нечто подобное внедрить таможенникам? Дело скорее – в желании этим заниматься. Пять лет уже прошло. Хоть бы списки добросовестных транзитеров составляли…

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.