Румпель ГИМС

ГИМС – государственное учреждение «Государственная инспекция по маломерным судам».

В канун Дня работников водного транспорта на самом крупном столичном бассейне – Комсомольском озере, которое как раз отметило свой очередной день рождения (77 лет!), состоялась встреча с начальником ГИМС по Минской области Дмитрием МАТВЕЕВЫМ.

Коротко о главном

По своей организационной структуре инспекция привязана к административно-географическому делению Республики Беларусь, в первую очередь по областям. Количество участков различно и зависит от наличия и особенностей обслуживаемых ими акваторий. ГИМС по Минской области состоит из шести участков с центрами управления в Борисове, Минске, Молодечно, Мяделе, Солигорске и Столбцах.

Неравноценны и сами участки. К примеру, Борисовский включает в себя шесть административных районов: Логойский, Смолевичский, Червенский, Борисовский, Крупский и Березинский. По своей площади эти районы очень велики, но по суммарной площади территории занимаемой акватории они меньше, чем Мядельский участок. Он состоит всего из одного небольшого Мядельского района, но в котором – почти 14 тысяч гектаров водной поверхности. А озеро Нарочь – зона повышенного внимания и отдыха, социально значимое место для граждан, привлекающее своим эксклюзивным природным комплексом и водными ресурсами.

Главная цель ГИМС – обеспечение безопасности судоходства маломерных судов на внутренних водных путях Республики Беларусь.

Для ее достижения инспекция осуществляет широкий спектр работ, виды которых условно можно разделить на четыре блока: административные процедуры; контрольная деятельность; обучение и прием экзаменов; освещение своей работы в СМИ.

Каждый государственный орган имеет определенный спектр организационных задач. Два дня в неделю ГИМС отведено для приема граждан. Люди обращаются, звонят, спрашивают, консультируются, превращая жизнь сотрудников учреждения в call-центр. Что ж, постоянная жизнь на телефоне в режиме вопрос – ответ тоже одна из функций.

Администрирование

Из числа основных функций, которыми представлен блок административных процедур, возложенных на учреждение, следует выделить наиболее важные из них: государственная регистрация и классификация маломерных судов; постановка обозначенной группы судов на учет и снятие с оного; государственная регистрация изменений сведений, подлежащих внесению в судовой билет и судовую книгу для маломерного судна; проведение технического освидетельствования маломерного судна с правильно нанесенным регистрационным номером, а также масса других сопутствующих и менее значительных по объемам работ.

На каждом участке учреждения есть специальные площадки для технического осмотра судов. Определены конкретные места, куда инспектор приезжает по графику. Туда же в назначенное время прибывают и судовладельцы со своими лодками. Точки сбора расположены обычно в районных отделах по чрезвычайным ситуациям. Техническое освидетельствование происходит на берегу, куда ставится маломерное судно. Если это лодка ПВХ, то она накачивается, проверяются целостность клеевых соединений, герметичность баллонов, клапанов, соответствие мощности мотора техническим характеристикам судна.

Овладение знаниями, умениями и навыками

Блок обучения судовождению, помимо собственно учебы, включает также проверку знаний, которая завершается выдачей удостоверений на право управления моторным маломерным судном с мощностью двигателя, не превышающей 3,7 кВт (или пять лошадиных сил). Как и в ГАИ для водителей автомобилей, для этих целей в ГИМС будущие судоводители сдают практический и теоретический экзамены.

В настоящее время много желающих пройти обучение на право управления маломерным судном. Удостоверение судоводителя в зависимости от уровня и полученных навыков выдается по двум основным категориям:

1. ВВП – внутренние водные пути Республики Беларусь. Выдается в соответствии с Конвенцией ООН № 40 «О едином удостоверении судоводителей судов для отдыха и развлечений». Дает право на управление маломерным судном в условиях рек и озер на территории Беларуси;

2. МП – морские пути. Это удостоверение международного значения, поскольку морей и океанов в нашей стране нет. Оно выдается в соответствии с Резолюцией № 40 Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии и дает право на управление маломерным судном на морских путях – в открытом море.

С этого года ГИМС организовано обучение управлению маломерными моторными судами не только категории ВВП, но и категории МП. Обучение проводится поэтапно: от низшей категории к высшей. Гражданин не может обучиться на категорию МП, не имея удостоверения на право судовождения категории ВВП, поскольку именно там заложены азы. И если при сдаче экзаменов на категорию ВВП допускается теоретическую часть осваивать самостоятельно, то на МП – только при обязательном посещении занятий в ГИМС и выполнении плавательного ценза.

Занятия проводятся в группах около 20 человек по мере их набора. Существует предварительная запись на обучение. Преподаватели сотрудничают с ГИМС на условиях договора оказания услуг. Как правило, для этих целей предоставляются помещения ОСВОД на безвозмездной основе в порядке взаимодействия государственных органов.

В Минске теоретическая и практическая части экзамена проводятся на Комсомольском озере на территории спасательной городской станции ОСВОД. (В случае категории МП практический экзамен проводится в морских условиях в зависимости от времени года – либо на Финском заливе, либо на Канарском архипелаге). Обучение и сдача происходят на судах ГИМС.

Контроль и надзор

Наибольшую долю в работе ГИМС занимает контрольная деятельность, где сделан акцент на безопасности судовождения при использовании маломерных судов, а также на осуществлении профилактической работы на водоемах.

На эту деятельность приходится не менее трех дней в неделю. Как правило, это выходные и праздничные дни, когда на водоемах образуется массовое скопление людей, собирается много отдыхающих, отдельные из которых позволяют себе распитие спиртных напитков.

Контрольная деятельность – это не только работа на воде в режиме нон-стоп. Это неблагодарное дело вынесения постановления и составления протоколов с занесением их в базу, слежение за ходом привлечения к ответственности и своевременностью оплаты штрафов.

В настоящее время создается и поэтапно сдается в эксплуатацию программное обеспечение по упорядочению этой части работы инспектора.

Сегодня водные виды отдыха пользуются популярностью, набирая все большее количество поклонников. Соответственно увеличивается работа у инспекторов как по административным процедурам, так и по техническому освидетельствованию, как по контрольной деятельности, так и по обучению. Нагрузка по всем критериям и направлениям деятельности ГИМС возрастает.

Люди

Всего в нашей стране в качестве штатных сотрудников ГИМС работает чуть больше 40 человек.

Местные инспекторы непосредственно находятся на водоемах и осуществляют в основном контрольную деятельность. Наряду с обеспечением безопасности они выявляют правонарушения, которые, по сути, и служат причиной всех аварийных случаев на воде и, как ни печально, гибели людей. Иногда инспекторы вынуждены проводить собственные мини-расследования по поводу произошедших несчастных случаев. Работа самостоятельная, серьезная и живая. Здесь может трудиться лишь тот, кто не рассматривает работу как способ зарабатывания денег. Она становится для человека любимым делом и образом жизни.

Сегодня инспектор ГИМС одновременно и юрист, и делопроизводитель, и консультант, и учитель, да и еще много других функций совмещает. Требования к работникам повышаются, а таких специалистов нигде в республике не готовят, все постигается самообучем и опытом.

В этом году ГИМС исполняется 45 лет. Замечательный возраст для дальнейшего стремительного развития. Хочется пожелать инспекторам легкой воды и возможности иногда сушить весла!

Оксана ГУЧЕК, «ТБ»

Справка Румпель (от голл. roerpen) – (мор.) рычаг для поворачивания руля вручную или механическим приводом. 

По словарю Ушакова

 

Справка

Судовой билет – это документ, подтверждающий право собственности на судно и содержащий в себе сведения о нем (идентификационный номер, размерение, модель и мощность силовой установки, имеющейся на судне).

 

Справка

Маломерные суда – это суда длиной не более 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе суда с подвесными двигателями и гидроциклы, за исключением построенных или оборудованных для промыслового рыболовства, оказания услуг по перевозке грузов и (или) пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, осуществления мероприятий по охране поверхностных водных объектов от загрязнений и засорений, а также принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, военных, военно-вспомогательных, пограничных и других судов, находящихся в государственной собственности и эксплуатируемых исключительно в некоммерческих целях.

Статья 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.