Пока одни «протестуют», другие гибнут

Автомобили бывают хорошие и разные. И совсем даже не в смысле марки и класса. Речь о требовании закона и жизни – технической исправности. По данным статистики, 18–20% машин выезжают на дороги без прохождения государственного технического осмотра. Это общая беда, и бороться с ней надо всем миром. О путях решения задачи и о имеющейся проблематике шел разговор на совещании по подведению итогов работы филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области за первое полугодие, которое проводилось в формате видеоконференции.

ЕДИНОЖДЫ НАРУШИВ

Игнорирование государственного технического осмотра становится делом принципа, своеобразным выражением общественного протеста. Не по поводу техосмотра как такового, а против увязанной с ним госпошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Это отметила участник совещания старший инспектор отделения регистрационно-экзаменационной деятельности, технического и дорожного надзора УГАИ УВД Гомельского облисполкома Ольга Резвякова.

– Попадая в поле зрения сотрудников ГАИ, некоторые водители умудряются собрать чуть ли не десяток штрафов за год. Никто из них не возражает против штрафа за непройденный техосмотр, но при этом подчеркивает свою позицию нежелания оплачивать транспортный налог.

Такая «принципиальность» одних подчас оборачивается трагедией на дорогах для других. Ком беды нарастает постепенно: сегодня техосмотр не прошел (ну и ладно), завтра – скорость превысил (так ведь чуть-чуть), потом пешехода не пропустил (а чего он под колеса лезет). А дальше – печальная статистика. За первое полугодие в Гомельской области относительно аналогичного периода прошлого года на 27,1% (с 181 до 230) возросло число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Но самое страшное – увеличение на треть количества погибших и раненых: с 31 до 41 и с 195 до 258 соответственно. Наиболее сложная ситуация – в областном центре, Буда-Кошелевском, Лельчицком, Мозырском районах.

Печальная картина и по другим показателям: опрокидывание и наезд транспортных средств на препятствия вследствие неправильного выбора безопасной скорости движения и иных нарушений ПДД (35 – в первом полугодии 2018 г. и 54 – за шесть месяцев текущего), выявление нетрезвых водителей (1595/1680) и ДТП по их вине (16/25), столкновение с ударом сзади (6/16), по вине мотоциклистов (10/18), аварии с пострадавшими детьми до 18 лет (17/27), наезды на несовершеннолетних на пешеходных переходах (8/14).

Безусловно, УГАИ УВД организовывает проведение практических мероприятий по стабилизации дорожно-транспортной обстановки, выявлению грубых нарушений ПДД, привитию водителям законопослушного поведения. На системной основе проводится комплекс профилактических мероприятий «Фильтр», «Паутина». Исходя из анализа аварийности, планируются отработки автомобильных дорог области, формируются дополнительные меры по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

ГРУЗ ОПАСНЫЙ ПЕРЕВЕЗТИ БЕЗОПАСНО

Во время совещания старший государственный инспектор Гомельского областного управления Госпромнадзора Игорь Грищенко одними словами не ограничился. В подтверждение наиболее актуальных и проблемных вопросов при прохождении гостехосмотра автотранспортными средствами, перевозящими опасные грузы, на экране были представлены жуткие слайды: бегущие в панике люди, пылающие автомобили, черные клубы дыма над трассой.

Всего в Гомельской области зарегистрировано 1430 единиц техники, перевозящей опасные грузы. За первое полугодие добавилось еще 40. В то же время за пять лет принудительно приостановлена эксплуатация 54 транспортных средств, в текущем году – четырех. Основные причины – непройденный государственный технический осмотр, истечение срока действия свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, отсутствие требуемых проверок и испытаний техники, а также специальной подготовки водителей.

Отдельная тема – техническая неисправность: трещины основного металла цистерн и шасси, нарушения в электропроводке, отсутствие средств пожаротушения и прочее. То есть именно те моменты, которые учитываются при проведении технического осмотра. Игорь Грищенко привел один, но весьма показательный пример. При утечке сжиженного газа, перевозимого в цистерне, шлейф взрывоопасной смеси растянулся почти на полтора километра. Достаточно только искры – и последствия очевидны.

В текущем году приостановка эксплуатации транспортных средств была на ОАО «Гомельский химический завод» (не пройден государственный технический осмотр), ОАО «Жлобинское АТП» (не пройден государственный технический осмотр, истек срок эксплуатации по результатам технического диагностирования), ОАО «Ветковский агросервис» (не проведена периодическая проверка) и РКЦ «Центр утилизации артиллерийских и инженерных боеприпасов» (транспортное средство не зарегистрировано в Госпромнадзоре в установленном порядке).

Обратил внимание старший государственный инспектор и на необходимость замены или модернизации транспортных средств (технических устройств) с давно истекшими сроками службы на ряде предприятий сельскохозяйственного комплекса – «Кормаагросервис», Жлобинский, Лельчицкий, Чечерский, Рогачевский агротехсервисы.

В ходе совещания отмечалось отсутствие четких и понятных требований к проведению проверок и испытаний в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств для перевозки сжиженных углеводородных газов и криогенных жидкостей (расхождение между требованиями эксплуатационных документов завода-изготовителя и Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов).

Одним из приоритетных и эффективных направлений контрольно-профилактической работы по повышению уровня безопасности перевозки опасных грузов являлись и остаются совместные проверочные мероприятия инспекторов областного управления Госпромнадзора и сотрудников ГАИ УВД Гомельского облисполкома в отношении транспортных средств, перевозящих опасные грузы по дорогам общего пользования. За первое полугодие их было 27. Осмотрено 438 единиц автотехники, выявлено более 400 нарушений требований актов законодательства Республики Беларусь в области безопасности перевозки опасных грузов. По данным фактам к административной ответственности привлечено более 50 человек.

Следует помнить, что к перевозке опасных грузов допускаются транспортные средства, зарегистрированные в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям, прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющие свидетельства о допуске к перевозке определенных опасных грузов (ЕХ/II, ЕХ/III, FL, АТ, МЕМU).

ВЗЯТКИ – НЕ ГЛАДКИ

В текущем году коррупционных проявлений в системе гостехосмотра области выявлено не было. Тем не менее это не повод для самоуспокоения и игнорирования профилактических мероприятий. С сотрудниками проводятся индивидуальные воспитательные беседы, до их сведения доводятся имевшиеся ранее факты нарушения законодательства.

Кроме того, разработан дополнительный план мероприятий по противодействию коррупционным проявлениям. Предусмотрено проведение углубленного изучения семейно-бытовых условий работников, профилактики вредных привычек и т. д. Проделана работа по внеочередной аттестации работников филиала.

Словом, наряду с доверием в повестке дня стоит и жесточайший контроль с самыми что ни на есть серьезными выводами при получении негативной информации. Ранее такие случаи, увы, были. Некоторым пришлось распрощаться со своей должностью, а иным – и вовсе искать новую работу.

Старший следователь управления Следственного комитета Республики Беларусь по Гомельской области Владимир Королев не юридически сухо, а вполне доходчиво говорил о предотвращении коррупционных преступлений, довел до сведения участников совещания нюансы незаконного «вознаграждения», использования служебного положения в личных целях.

НЕ ПРИНИМАТЬ НА СВОЙ СЧЕТ

Клиент бывает разный. Например, демонстративный, сверхточный и даже неуправляемый. Причем вопреки сложившемуся мнению он далеко не всегда прав. Как вести себя в возникающих конфликтных ситуациях? Об этом с присутствующими говорила психолог-консультант Людмила Тутынина.

– Если на станцию диагностики придет, скажем, особый тип личности – невежливый, вызывающего поведения, то включаться в круг его эмоций не следует, – отметила она. – Равно как не надо воспринимать его скандальность, неподобающие слова и действия как обращение лично к вам, поскольку сотрудник воспринимается не конкретным человеком, а представителем организации, в адрес которой и направлена его агрессия. Принимая все на свой счет, вы подчас не можете отрешиться от негатива, несете его домой. Так и начинается профессиональное выгорание.

Наставления опытного специалиста, думается, были весьма полезны. Если владеть примерной схемой поведения, то из любых жизненных обстоятельств можно найти достойный выход.

На наш взгляд, эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. В ближайших номерах газеты Людмила Тутынина подробно расскажет о конкретных типах личности и манере поведения с ними, проведет несколько заочных тренингов для читателей. А пока совет от психолога: «Изучайте людей, если хотите быть защищенными. Не поленитесь прочитать несколько книг на эту тему. Психология – это наука о нас».

С УВАЖЕНИЕМ К КАЖДОМУ

Подводя итоги, начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области Анатолий Дробов привел статистику. На начало текущего года в регионе зарегистрировано 573 416 единиц транспортных средств, из них 501 262 принадлежат физическим лицам, 72 154 – юридическим. В области функционируют 33 диагностические станции: 30 – стационарных и три – мобильные.

За первое полугодие инженерами филиала было допущено к участию в дорожном движении 80 876 единиц автотранспорта, что на 3,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Показатели по выдаче международных сертификатов технического осмотра (МСТО) и сертификатов соответствия техническим нормам ЕКМТ выросли соответственно на 12,1% (с 1037 в 2018-м до 1179 в текущем году) и 11,1% (392/439).

Филиал активно сотрудничает с УГАИ УВД облисполкома и его районными структурными подразделениями. Регулярно проводятся совместные рейды (186 в первом полугодии), целью которых является привлечение к прохождению государственного технического осмотра и пресечение фактов эксплуатации технически неисправных транспортных средств. По данным ГАИ, в текущем году к административной ответственности за управление автомашиной без государственного технического осмотра привлечено 40 849 владельцев (в 2018-м – 32 182).

В течение шести месяцев проведено 114 проверок работы инженеров диагностических станций. Анатолий Дробов подчеркнул, что при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, требуется неукоснительное соблюдение требований законодательства. Произвольное толкование недопустимо.

– Обращаю особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам, – сказал начальник филиала. – По каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям будет проводиться проверка, и при подтверждении соответствующих фактов виновные будут привлекаться к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.