Оберег

Несколько лет назад на 168-м километре автодороги М1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации был возведен первый в Беларуси придорожный киот.

Своим появлением на свет православная святыня обязана небольшой группе энтузиастов.

Идеей установить у главной магистральной дороги Беларуси киот сначала загорелась Лидия Орловская, в то время главный инженер ДЭУ-2 РУП «Белавтострада». В одном из номеров российского журнала «Строительные дороги» она прочитала статью «Храм у дороги», которая ее очень сильно впечатлила.

– В ней рассказывалось, что в России в начале и на пересечении трасс стали строить киоты – сооружения с изображениями ликов святых, – вспоминает Лидия Николаевна. – Данные статистики говорили о том, что это способствует сокращению числа ДТП и погибших на дорогах.

Мыслью построить нечто подобное в Беларуси Орловская увлекла и технического директора своей организации Геннадия Лазука.

Место для установки выбрали на очень красивом участке трассы, в 30 км от Свято-Успенского Жировичского монастыря. Поэтому и решено было с одной стороны киота разместить Жировичскую икону Божией Матери, с другой – икону Николая Чудо-
творца, который оберегает в дороге путешественников.

За архитектурный проект по велению души взялся архитектор Евгений Коломинкин, к слову, сын сотрудницы дорожной отрасли. Проектное решение согласовали с архитектурно-художественным советом Минской епархии. А вот с техникой исполнения ликов святых долго не могли определиться.

Поскольку киот находится на открытом воздухе, причем в непосредственной близости от автодороги, он будет постоянно подвержен воздействию атмосферных осадков, пыли, химических реагентов, которыми обрабатывается дорожное покрытие в зимнее время. В итоге остановились на смальте – цветном непрозрачном стекле, изготовленном по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. К выполнению работы привлекли опытного художника-реставратора Ярослава Марчука из Ровно (Украина).

Возведение киота благословил митрополит Филарет, поддержали местные власти. Строительство началось в 2009 году на пожертвования организаций, граждан, предпринимателей. В частности, крупную сумму инвестировала итальянская дорожно-
строительная фирма Todini Cоstruzioni GenaraliSpa, производившая работы по модернизации трассы М1. Что касается организационных вопросов, то в их решении очень большую помощь оказал настоятель Ивацевичского храма Державной иконы Божией Матери отец Григорий.

На памятной доске, установленной на сооружении, указаны имена всех, кто содействовал реализации проекта.

Сооружение получилось интересным, приметным, издалека привлекающим взоры водителей и пассажиров, проезжающих по трассе.

– Кто-то просто притормаживает. Кто-то останавливается, выходит из машины, чтобы поклониться ликам святых, – рассказал Геннадий Лазук. – Присутствие православной святыни на трассе благотворно влияет на сознание людей. Включаются какие-то духовные механизмы, которые заставляют человека совершенно иначе смотреть на мир и по-другому вести себя на дороге. И нужно сказать, что ситуация с ДТП улучшилась, когда появился этот киот.

Лидия Орловская готова подтвердить слова коллеги цифрами. По данным ГАИ Ивацевичского РОВД, после возведения православной святыни аварийность на этом участке дороги снизилась на 68%. Если раньше здесь ежегодно случалось от 6 до 8 ДТП, в которых погибали 3–5 человек, то за 2013–2018 годы не произошло ни одной аварии со смертельным исходом.

– Только ради этого стоит строить киоты на дорогах, – поддержал инициативу и начальник местной Госавтоинспекции Василий Жур.

Но есть в этой, в общем-то позитивной истории и некоторая ложка дегтя. Инициаторам строительства киота пришлось немало походить с протянутой рукой, чтобы найти средства на строительство. Однако нужную сумму собрать так и не удалось. Поэтому не смогли полностью рассчитаться с мастером, который изготовил иконы. Лидия Николаевна ощущает свою личную ответственность за это. Нужны деньги и для финального штриха – обустройства подсветки образов в темное время суток. Ведь движение по трассе не прекращается ни днем ни ночью.

Есть и еще один важный вопрос: сооружение продолжает оставаться бесхозным. На него нет никаких документов и нет хозяина, который бы отвечал за его сохранность и поддержание в нормальном состоянии.

Однако, несмотря на все трудности, которые пришлось преодолеть и которые, возможно, еще предстоит пройти, Лидия Орловская результатом сделанного довольна.

– Это первая «ласточка» на белорусских дорогах, – говорит она. – Само присутствие киота на автомобильной трассе словно призывает водителей хотя бы на минуту забыть о спешке и суете, задуматься о смысле жизни и духовных ценностях, о культуре поведения на дорогах.

Лидия Николаевна очень надеется, что первый опыт строительства таких сооружений будет подхвачен дорожными организациями и органами местного госуправления. Обходится их возведение не так уж и дорого, а эффект огромный, особенно если его выразить в количестве предотвращенных аварий и спасенных жизней.

Такой же точки зрения придерживается и Геннадий Лазук:

– Сегодня состояние дорог существенно улучшилось. Современные дорожные знаки, разметка, инженерное обустройство. Внедряются новые стандарты безопасности дорожного движения. Но в условиях роста интенсивности движения только этими действиями не всегда удается снизить уровень аварийности. Значит, надо включать другие механизмы. Культовые придорожные сооружения дисциплинируют водителей. Поэтому они должны быть на многих дорогах, как это сделано в Российской Федерации. Мы очень надеемся, что наш первый опыт будет поддержан и при проектировании реконструкции или строительства дорог будет предусматриваться возведение и таких объектов.

Информация для тех, кто захочет инвестировать в богоугодное дело.

Расчетный счет прихода храма Державной иконы Божией Матери (г. Ивацевичи) –  Y07AKBB30151018700161300000 в ЦБУ ОАО «АСБ Беларусбанк», г. Барановичи, филиал №111, код AKBBBY21802, УНП 200345979, ОКПО 28877956.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.