Нужна как воздух

В государственном предприятии «Минский метрополитен» много служб, отделов, секторов и других подразделений, без которых невозможна ежедневная плановая работа столичной подземки. Однако есть ключевые структуры, от которых напрямую зависит жизнедеятельность метро. Одна из них – электромеханическая служба, которой успешно руководит Александр Карницкий.

Работа электромеханической службы на первый взгляд незаметна. Ее сотрудники обеспечивают работу систем жизнеобеспечения метрополитена: тоннельной и местной вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, водоотлива. В ведении электромеханической службы также обслуживание эскалаторов, лифтов и подъемных платформ для маломобильных пассажиров, специальных объектов, досмотрового оборудования багажа пассажиров, систем пожаротушения и дымоудаления.

Основными задачами электромеханической службы являются создание комфортных и безопасных условий для перевозки пассажиров и соблюдение графика движения поездов. Для достижения этих целей осуществляется техническое обслуживание и ремонт инженерных систем и оборудования, проводятся мероприятия по предупреждению нарушений в их функционировании, повышается надежность работы устройств, соблюдаются правила эксплуатации.

Электромеханическая служба Минского метрополитена была создана в 1983 году. С развитием метро – строительством новых станций, его модернизацией, вводом в эксплуатацию современных оборудования и систем – изменялись ее структура и штатный состав. Сегодня в электромеханическую службу входят аппарат управления, технический отдел, диспетчерская группа, четыре дистанции, две лаборатории и различные мастерские.

Служба постоянно развивается. В общей сложности на обслуживании находятся сотни единиц устройств и оборудования различного назначения. Среди них – 31 эскалатор, 27 лифтов, 1329 установок местной и 133 тоннельной вентиляции, 281 затвор и 76 сходных устройств, 135 насосов водоотлива, 6 скважин постоянного водопонижения, 26 тепловых пунктов, 93 водомерных узла, 40 тепловых насосов, 51 сканер, 31 установка пожаротушения, свыше 100 километров трубопроводов различного назначения и многое другое. Весь этот комплекс контролирует и эксплуатирует без малого 500 специалистов.

Оперативное руководство дистанциями, контроль работы оборудования и устройств, взаимодействие с другими службами метрополитена и городскими аварийными осуществляет диспетчерская группа. Основными задачами технического отдела являются выработка и ведение деятельности службы в соответствии с требованиями руководящих документов.

Еще одна структура службы – электромеханическая дистанция. Ее сфера деятельности – техническое обслуживание и ремонт сантехнического оборудования и систем местной вентиляции, сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации, тепловых и водомерных узлов на объектах метрополитена. За период с 2014 по 2018 год капитально отремонтировано около 3292 километров тоннельного водопровода, заменено более 60 установок местной вентиляции, свыше 35 вертикальных и горизонтальных насосов на установках водоотлива. В рамках текущих ремонтов станций «Якуба Коласа», «Октябрьская», «Немига», «Первомайская» выполнены работы по замене сантехнических устройств и трубопроводов.

Дистанция электрооборудования и автоматики отвечает за техническое обслуживание и ремонт систем и оборудования основной тоннельной вентиляции, электрооборудования и автоматики управления электромеханическими устройствами, систем автономного теплоснабжения и кондиционирования воздуха, системы контроля параметров воздушной среды метрополитена, досмотровых рентгенотелевизионных интроскопов (сканеров). Ведется постоянная работа по замене устаревшего оборудования и монтажу новых систем вентиляции и кондиционирования воздуха для обеспечения современных требований по созданию комфортной среды для пассажиров и обслуживающего персонала, поддержанию необходимого температурного режима в производственных помещениях для бесперебойной работы оборудования.

Продолжается работа по устройству систем автономного теплоснабжения станций. В 2014 году модернизирована система теплоснабжения станции «Автозаводская», в 2015-м – «Площадь Ленина», в 2016-м – «Академия наук» и «Кунцевщина», в 2017-м – «Московская», в 2018-м – станции «Площадь Якуба Коласа». Освоена и отработана технология по модернизации тоннельных вентиляторов с установкой ремкомплектов. С 2013 по 2018 год на разных станциях их заменено шесть.

Дистанция эскалаторов выполняет значительный комплекс задач. Среди них – техническое обслуживание и ремонт эскалаторов, лифтов, подъемных платформ, автоматических установок пожаротушения. В 2008 году была проведена реконструкция пересадочного узла станции «Октябрьская» с заменой трех эскалаторов типа ЭТ-5М на четыре эскалатора ЕТК-215. С 2012-го освоен капитальный ремонт эскалаторов типа ЭТ-5М первого и второго объемов, капитально отремонтирован 21.

В рамках выполнения программы по обеспечению доступности метрополитена для лиц с ограниченными физическими возможностями в 2015 году закончена работа по оборудованию всех станций объектами безбарьерной среды. Для обеспечения современных требований пожарной безопасности ведется постоянная работа по реконструкции автоматических установок пожаротушения.

Главные задачи лаборатории телемеханики – обслуживание и эксплуатация систем телемеханического управления и сигнализации электромеханических устройств службы, микроэлектронных устройств, эскалаторов и систем контроля параметров воздуха.

Очень важна деятельность лаборатории микроклимата. В зоне ее ответственности – обеспечение контроля параметров микроклимата на объектах метрополитена, проверка эффективности работы и контроль исправности систем вентиляции, контроль мощности эквивалентной дозы гамма- и рентгеновского излучения при обслуживании рентгенотелевизионных интроскопов (сканеров).

Со дня пуска минского метро в работу электромеханической службы вносят свой значительный вклад ее ветераны. Это электромеханики Н. Смактунович, Ю. Король, М. Божок, слесарь-электрик Л. Булдаков, старший мастер Н. Островский, мастер С. Наркевич, машинисты эскалаторов Н. Станилевич, А. Тростянко, М. Ярук, старший электромеханик В. Высоцкий, инженеры Е. Шеремет, М. Матвиенко, диспетчер Е. Лиходиевская. Они показывают пример добросовестной работы и преданности метрополитену молодым специалистам.

Многопрофильность инженерно-технических устройств службы требует особого подхода к подготовке высококвалифицированного персонала. Идя по пути модернизации, внедрения самых современных инженерно-технических решений и методов, персонал электромеханической службы всегда нацелен на повышение качества обслуживания пассажиров метро.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.