МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛИТИ-ПРОГРАММА

О проблемах безопасности велосипедистов на сегодняшний день не рассуждал только ленивый или очень равнодушный участник дорожного движения. Исходя из целей обеспечения безопасности водителей двухколесных транспортных средств, их движение по проезжей части дороги запретили. Теперь они имеют право двигаться по тротуарам, велосипедным либо пешеходным дорожкам. Но именно это и вызвало множество нюансов.

Модель_поведения

Казалось бы, пешеходы и велосипедисты, так хорошо понимающие проблемы друг друга, быстро найдут общий язык. Но не тут-то было. Сами велосипедисты, столь часто и весьма красноречиво рассуждавшие о своей незащищенности, начали вытворять на тротуарах что кому больше нравится.

Теперь оступившийся пешеход рискует угодить под колеса велосипеда. Но призвать к ответственности велосипедиста получается крайне редко – нажал на педали и был таков. И если вне проезжей части дороги пешеход может отделаться парой ссадин и ущербом личному имуществу, то на переходах ситуация значительно осложняется возможным появлением транспортных средств в самый неподходящий момент.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ  ПЕШЕХОДОВ, или СТРАХ ПЕРЕД ПОЯВЛЕНИЕМ НОВОГО «МАЧО С БИТОЙ»?

Модель поведения

Фото №2

Модель_поведения

Фото №3

Модель_поведения

Фото №4

Модель_поведения

Фото №5

Распределившись по машинам, организаторы реалити – журналисты газеты «ДТП», инспекторы ОГАИ Московского РУВД г. Минска и работники компании «Аркитек Мультима» (Adrive) – более получаса колесили по дорогам столицы. Не сказать, что все велосипедисты, встретившиеся нам по пути, нарушали Правила дорожного движения. Но и опасных ситуаций было предостаточно. К сведению,  с начала сезона только в Московском районе Госавтоинспекция выявила более 100 нарушений ПДД.

В наше поле зрения попали молодые люди, решившие, что по пешеходным переходам можно ездить между пешеходами и объезжать газоны с выездом на встречные полосы проезжей части дороги. Наше внимание привлекла женщина-велосипедистка, определявшая «на глазок» степень безопасности пешеходного перехода и потому избирательно спешивающаяся у различных пересечений. Особо хочется остановиться на примере бабушки, учившей свою внучку переезжать на велосипеде по пешеходному переходу (данный фотофакт публиковался в анонсе реалити 30 июля).

Различной была реакция велосипедистов на поступающие от журналистов и общественности замечания. Одни нагло делали вид, что впервые слышат о том, как необходимо вести себя на пешеходном переходе. Другие, причем взрослые, начинали лить слезы и просить отпустить их до приезда ГАИ. Третьи, громко читая надпись «ПРЕССА» на фирменных майках, позировали и тут же нарушали ПДД.

Понимая, что постоянно перемещаясь, можно и не найти достойную подражания модель поведения велосипедиста, организаторы приняли решение остановиться на одном из перекрестков. Но присутствие ГАИ ставило под угрозу весь наш эксперимент.

Только завидев стражей дорожного порядка, все начинали строго следовать букве Правил. По этой причине другие организаторы реалити предложили инспекторам удалиться. Здесь и началось самое интересное.

Сказать, что всем все равно – это ничего не сказать. Пешеходы идут своей дорогой, велосипедисты шныряют между ними. Не оправдывает своего предназначения и выделенная дорожной разметкой полоса для пешего движения владельцев двухколесного транспорта.

За долгое время нахождения на перекрестке нам даже не удалось выделить средний возраст велосипедистов-нарушителей. По пешеходным переходам предпочитают проезжать и старики, и дети. Причем и женщины, и мужчины.

Реакция пешеходов – безразличие. Только одна мама, указывая на нарушителя, объяснила своему ребенку, что так вести себя на дороге нельзя. И буквально через несколько минут мы увидели другую маму. Не прекращая оживленного разговора по телефону, она спокойно шла позади своего малолетнего сына, едущего по дороге на велосипеде.

Надежда увидеть образцовую модель поведения велосипедиста таяла на глазах. Но к перекрестку подъехал молодой человек, спешился и перешел дорогу, ведя велосипед рядом. Им оказался минчанин тренер-хореограф Александр Левенко.

– Да, – отметил Александр. – Это моя гражданская позиция: не нарушать ПДД. Я 22 года управляю автомобилем, велосипедом – еще больше. Знаю не понаслышке: большая скорость передвижения делает водителя двухколесного транспорта очень уязвимым – его могут просто не заметить. Что касается пешеходов, то надо уважать тех, с кем делишь дорогу. Ну а если хочется прокатиться с ветерком – добро пожаловать на велотрек.

Все это время за нашими действиями наблюдали любознательные пенсионеры. Именно им мы и адресовали вопрос о безразличии пешеходов. Потирая ладони, они явно не хотели разговаривать, пока один не произнес:

– А что? Я замечание сделаю, а он еще толкнет да и уедет. Или еще хуже – биту достанет. Кто искать-то будет?

– Так нашли же, дедушка, того – с битой.

– Ну и что? Пусть ГАИ порядок наводит. Чего пристаешь?

Модель_поведения

Фото №6

Модель_поведения

Фото №7

Модель_поведения

Фото №8

Модель_поведения

Фото №9

Директор компании «Аркитек Мультима» (Adrive) Максим СКАЧКОВ:

Директор компании «Аркитек Мультима» (Adrive) Максим СКАЧКОВ

Директор компании «Аркитек Мультима» (Adrive) Максим СКАЧКОВ

– Я много путешествую и в силу непосредственной профессиональной деятельности постоянно обращаю внимание на организацию дорожного движения в разных странах. Могу утверждать: в целом в нашей республике созданы достаточно комфортные и безопасные условия для движения велосипедистов. Но их реакция на предоставленные возможности огорчает.

Для организаторов реалити стал очевиден факт отсутствия у многих культуры управления двухколесным транспортным средством. Проезды между людьми, неспешивание на переходах, скоростные гонки, как и многое другое, недопустимы рядом с действительно самыми незащищенными пешеходами.

Что же касается езды по участкам проезжей части дороги, то здесь движется и более мощный транспорт.  Зачем подвергать себя и окружающих опасности? Велосипед предполагает неспешные и приятные прогулки, но при таком отношении к ПДД они могут закончиться далеко не шуточной трагедией.

И еще. Мы очень гордимся тем, что Беларусь расположена в центре Европы. Отмечу: коль  живешь в культурной стране, так и веди себя соответственно. Тогда и инспекторов ГАИ к каждому участнику дорожного движения прикреплять не понадобится.

Елена ПЕТРОВА, «ДТП»

Окончание читайте в следующем номере газеты

Комментарий к статье: “МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

  1. dtpgazeta
    08.09.2017 at 13:56

    В данной статье присутствуют ошибочные суждения о нарушении ПДД, показывающие непрофессионализм как журналистов-авторов статьи, так и инспекторов ГАИ, участвовавших в эксперименте.
    В частности, представлены фотографии регулируемого пешеходного перехода, на котором отображены «молодые люди, решившие, что по пешеходным переходам можно ездить между пешеходами» и «выделенная дорожной разметкой полоса для пешего движения владельцев двухколесного транспорта.»
    Однако (цитата за июнь 2014 года) «на нерегулируемых переходах ездокам однозначно необходимо спешиваться. В то же время с ГАИ МВД согласована типовая схема устройства велопереездов, которые обозначаются соответствующей разметкой, знаками. Их устраивают на регулируемых переходах. Такие уже есть на проспекте Независимости», – рассказал начальник отдела технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома подполковник Дмитрий Навой.
    Именно так (знаком и разметкой) обозначен указанный на ваших фотографиях велопереезд, который в связи с этим допускается пересекать не спешиваясь. Странно, что ОГАИ Московского РУВД не ознакомлены с данной типовой схемой, утверждённой ГАИ ГУВД Мингорисполкома.
    Хотелось бы увидеть ваш комментарий и комментарий представителей ОГАИ.

    Фомин Николай

    Уважаемый Николай!
    В первую очередь позвольте поблагодарить Вас за проявленное неравнодушие к проблемам безопасности дорожного движения. Нам очень важно Ваше мнение. Однако согласиться с ним полностью мы не можем.
    Вы совершенно правы в том, что в соответствии с действующими Правилами дорожного движения места пересечения велосипедной дорожки и проезжей части дороги должны быть обозначены дорожной разметкой 1.15 и дорожным знаком.
    Вместе с тем упомянутая Вами типовая схема устройства велопереездов, разработанная в 2014 году, выглядит следующим образом:

    Обращаем Ваше внимание, что места, где велосипедистам разрешено не спешиваться, выделены зеленым. Также заметим, что на проезжей части проспекта Дзержинского в Минске на нескольких велопереездах планировалось нанести не зеленую, а красную разметку. Данной теме был посвящен целый ряд публикаций, которые и сегодня находятся в открытом доступе. Например, http://minsknews.by/blog/2014/06/15/chto-predstavlyaet-soboy-velopereezd-i-kak-deystvovat-esli-na-vas-naehal-velosipedist/ или https://auto.tut.by/news/road/393564.html или https://www.interfax.by/news/belarus/1152647?qt-top15_comments=1
    Список ссылок может быть продолжен.
    Вместе с тем проект обустройства велопереездов 2014 года носил экспериментальный характер. Статья же, изложенная выше, публиковалась в 2016 году. Ее главной темой был вопрос взаимоотношений велосипедистов и пешеходов, который и изучался участниками реалити. Как отмечено в материале, мы «более получаса колесили по дорогам столицы» и отметили, что далеко не все «велосипедисты, встретившиеся нам по пути, нарушали Правила дорожного движения».
    Отметим, в ходе проведения реалити нашей целью был поиск наиболее безопасного способа пересечения проезжей части дороги по пешеходному переходу, совмещенному с велодорожкой (велопереездом), каковым не может являться движение велосипедиста:
    — по линиям дорожной разметки 1.15 и 1.14.3 к тротуару на большой скорости без оглядки по сторонам (фото 2);
    — по линии дорожной разметки 1.14.3 в момент разговора по телефону (фото 3);
    — в зоне пешеходного перехода (фото 5).
    Это и показано в фотоматериалах с участием молодых людей. Что же касается велосипедиста постарше, то при пересечении проезжей части дороги на велосипеде мужчина ни разу не посмотрел по сторонам, чтобы убедиться в безопасности движения (фото 4).
    Самые безопасные действия на дороге, на наш взгляд, совершил Александр Левенко (фото 6, 7, 8, 9).
    А теперь обратимся к ПДД.
    Согласно п.148 «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии  по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов».
    Одновременно согласно п.151 «При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов».
    Также согласно более общему положению Правил в п.6.1 сказано: «Участники дорожного движения имеют право на обеспечение безопасных и эффективных условий дорожного движения».
    В нашей ситуации право на безопасные и эффективные условия дорожного движения в контексте взаимодействия «пешеходвелосипедист» реализуется следующим образом:
    — велосипедист пересекает проезжую часть на велосипеде при условии, что он не создает препятствий для безопасного движения пешеходов (п.148);
    — и велосипедист спешивается, если он может создать препятствия для пешеходов (п.151).
    Как видно из фото, поток пешеходов интенсивный, и они активно используют ту часть пешеходного перехода, которая совмещена с велодорожкой. Соответственно в такой ситуации велосипедист будет создавать препятствия для безопасного движения пешеходов, поэтому он должен спешиться и вести велосипед рядом с собой по велодорожке. Отсюда и фраза в тексте статьи: «…полоса для пешего движения владельцев двухколесного транспорта».
    Подводя итог вышесказанному отметим, что, на наш взгляд, достаточно очевидное пренебрежение некоторыми велосипедистами требованиями Правил дорожного движения и мерами личной безопасности, отсутствие уважения и заботы о безопасности движущихся рядом пешеходов актуальны и в 2017 году.
    Уважаемый Николай! Позвольте пригласить Вас к участию в осенней серии реалити-программ «Модели поведения». Нам очень важно мнение каждого человека, неравнодушного к проблемам безопасности дорожного движения, тем более такого активного, как Вы. Ведь только совместными усилиями мы сможем достичь еще лучшего взаимопонимания участников дорожного движения.
    Звоните по телефону +375 17 285 37 89.
    Будьте настойчивы! Ведь мы не всегда бываем на месте!
    С уважением, организаторы реалити «Модель поведения»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.