Мало видеть. Надо чувствовать

Поинтересуйтесь у водителя, какие органы чувств он использует, управляя автомобилем. И сразу услышите: зрение. Действительно, с помощью зрения человек воспринимает почти 90% необходимой при вождении информации.

Опытные водители, кроме зрения, назовут слух. Об исправности автомобиля судят по звуку работы двигателя, шелесту шин по асфальту.

Но есть и другие каналы чувствительности. Так, вестибюлярный аппарат позволяет точно реагировать на возникающие в машине ускорения. О них водитель судит также и по силе прижатия тела к сиденью. Важным каналом информации являются и мышечные ощущения органов движения. Многие водители, вероятно, замечают, что, когда человек учится управлять действиями (например, настраивать приемник), он осуществляет это под контролем зрения. Однако по мере освоения этих действий все большее значение приобретает мышечная чувствительность, и потом человек может управлять, основываясь только на мышечных ощущениях, не глядя на объект управления.

Поэтому можно сделать заключение, что мышечные ощущения, которые получает водитель от руля автомобиля, оказываются очень полезным каналом информации. Сигналы от него проходят в центральную нервную систему в несколько раз быстрее, чем от канала зрения. Поэтому хотелось бы посоветовать водителям, чтобы они обращали внимание на ощущения, которые воспринимаются от руля, что позволит им лучше чувствовать автомобиль. С накоплением опыта водители это начинают понимать сами.

При исследовании работы пилотов и водителей автомобилей было замечено, что некоторые из них в процессе управления машиной на прямолинейных участках дороги слегка покачивают руль вправо-влево. И делается это не случайно. Сами того не осознавая, они стараются получить дополнительную кинестетическую информацию, т. е. начинают чувствовать нагрузку на него, лучше ощущать движение автомобиля и при этом убеждаются, что он ему послушен.

В жизни каждого водителя важны практические навыки. Приходит время, когда автомобиль становится как бы продолжением тела, то есть создаются условия для слияния водителя с автомобилем. И когда такое слияние происходит, водитель начинает по-настоящему чувствовать машину, как бы сосуществовать вместе с ней. В таком случае он уже быстро и легко реагирует на самые разнообразные нюансы движения. Вот тогда-то даже со стороны можно разглядеть искусство управления автомобилем водителя.

Подготовила Людмила КОПАТЬ, «ТБ»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.