Люди трудной, но честной судьбы

День памяти воинов-интернационалистов отмечается 15 февраля, а в нынешнем году – 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Как известно, боевые действия в Демократической Республике проходили с 27 декабря 1979 года до 15 февраля 1989-го – 9 лет, один месяц и 18 дней, что вдвое больше, чем Великая Отечественная война. Свыше 15 тысяч советских солдат и офицеров с той войны не вернулись, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 417 человек пропали без вести или попали в плен. Нынешняя юбилейная дата вывода советских войск – особый повод выразить глубокое уважение ветеранам Афганской войны, рассказать о том, какие суровые испытания выпали на их долю и что им пришлось пережить.

В Жлобинском локомотивном депо трудится восемь бывших воинов-интернационалистов, служивших в Афганистане.

Зачастую они находились на грани жизни и смерти, теряли боевых товарищей, полной чашей хлебнули страданий, терпели душевную и физическую боль. Воспоминания об этом бередят их души до сих пор.

Рожденный под Красной Звездой

Геннадий СОЛОДУХИН родился в Жлобине, который является крупным железнодорожным узлом. Вопрос о выборе профессии перед ним не стоял, ведь с раннего детства мечтал стать машинистом и водить поезда. Чтобы освоить профессию, поступил в Гомельское ПТУ № 35 железнодорожного транспорта им. М. Т. Лынькова. Производственную практику проходил в Жлобинском локомотивном депо, куда впоследствии устроился на работу и трудится здесь до сих пор.

Осенью 1986 года после «учебки» в Прибалтике Геннадий был отправлен для прохождения службы в Афганистан, где начались для него долгие версты.

Война – не кино, а память – не букет гвоздик, врученный в торжественной обстановке. Все гораздо сложнее, поэтому и наш разговор с Геннадием Михайловичем был непростым. Как и та война, которая стала большой ошибкой «кремлевских мудрецов». Решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. Активные боевые действия начались в марте 1980-го и продолжались около пяти лет. Солодухин на той войне был и десантником, и разведчиком. Попал в 345-й гвардейский Красно-
знаменный ордена Суворова парашютно-десантный полк, который охранял аэродром в г. Баграме, где базировались наши военно-транспортные вертолеты и самолеты, обеспечивал прием личного состава и техники, принимал участие в боевых действиях.

Одной из важных была операция под кодовым названием «Магистраль». Ее целями являлись деблокирование населенного пункта, окруженного моджахедами, и доставка в него продовольствия, топлива и медикаментов колоннами автомобилей. Для этого нужно было разминировать дорогу, ведущую к городу, а также занять и удержать возвышенности, с которых душманы могли атаковать машины. В фильме Федора Бондарчука «Девятая рота» рассказывается о героях, принимавших участие в операции «Магистраль».

Геннадий Солодухин также был в том аду и чудом остался в живых. Он много раз участвовал и в других боевых действиях по захвату высот, а также в опасных разведывательных рейдах и операциях, и его жизнь не раз висела на волоске от смерти. Афганские горы по полной проверяли Геннадия и его товарищей на выносливость, психологическую устойчивость, силу, выдержку и взаимовыручку. Приходилось вести разведку на высоте трех-четырех тысяч метров по две-три недели. Причем ребята передвигались пешим ходом, и за спиной каждого был рюкзак весом в 40 килограммов. За неделю в горах десантники теряли до 10 килограммов веса…

За участие в боевых действиях Геннадий Солодухин награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Он с гордостью может сказать, что свой воинский долг выполнил с честью.

В родной Жлобин вернулся в январе 1989 года, хотя демобилизоваться должен был в октябре, но сделать это не позволили жесткие боевые действия. Домой летел из Баграма в Кабул, затем – погрансамолетом из Кабула в Ташкент. Радостной и волнительной была дорога в родную Беларусь, где Геннадия ждали родители, родственники и друзья. После 35-градусной афганской жары в январскую морозную стужу первое время чувствовал себя не совсем комфортно, но зато сердце ликовало. Что может быть лучше отчего дома, чистого неба и спокойной жизни на родной земле!

Немного отдохнув, Геннадий вновь стал трудиться в локомотивном депо. Поначалу ему трудно было адаптироваться к мирной жизни, о которой так мечтал на войне, но она вскоре все расставила на свои места. На работе у Геннадия все ладилось. Он прошел обучение на курсах повышения квалификации в Гомеле, трудился с радостью и упоением, наслаждаясь любимой работой.

За 30 лет работы в Жлобинском локомотивном депо Геннадий Солодухин приобрел верных друзей, завоевал авторитет и уважение в коллективе. Его жизнь протекает размеренно, в житейских заботах и кропотливом труде. Вместе с женой Геннадий Михайлович вырастил двоих сыновей. Кстати, в разное время они служили в армии в одном и том же подразделении: старший Сергей – в спецназе, младший Антон – водителем. Он пошел по стопам отца и работает в депо младшим помощником машиниста.

Сапер ошибается только раз

Машинист тепловоза Василий Говор служил в 278-м инженерно-саперном батальоне, участвовал в боевых действиях и пробыл в Афганистане с ноября 1986 года по июнь 1988-го. Вернулся домой в звании старшины запаса.

Василий Ильич был сапером-вожатым минно-разыскной собаки. Его верной напарницей на войне стала овчарка Сильва, которая также прошла афганское пекло. Говорят, сапер ошибается только один раз. Василий Говор и его верная и преданная Сильва ни разу не ошиблись и остались живы. Собаки на службе зачастую на войне помогали солдатам идти, тянули за собой, согревали в горах, предупреждали о засаде. Поэтому в операциях душманы в первую очередь стреляли в собак…

Прекрасно обученные минно-разыскные собаки были полноправными членами воинского коллектива. С ними вожатые делили в горах и пустыне воду и паек, вместе рисковали, погибали. Там, в Афганистане, Василий впервые увидел, как плачет собака по своему погибшему вожатому, который подорвался на мине. Это не передать словами…

Говор был смелым и отважным бойцом. Вместе с Сильвой они, образно говоря, постоянно ходили по лезвию бритвы – настолько опасна была их служба. На вопрос, было ли страшно на Афганской войне, Василий Ильич, не задумываясь, ответил: «На войне не боятся только трусы!»

Среди наград Говора – орден «Афганская Слава» III степени, медаль «За ратную доблесть» и многие другие.

Демобилизовавшись, он вернулся в локомотивное депо, где работал еще до армии. Нынче его трудовая выслуга на данном предприятии составляет 35 лет. Это неугомонный, заинтересованный человек, занимающий активную жизненную позицию как в воспитании подрастающего поколения, так и в трудовых делах коллектива. Портрет Василия Говора – на Доске почета Гомельского отделения Белорусской железной дороги.

В заключение хотелось бы отметить, что в депо добросовестно трудятся и другие бывшие воины-интернационалисты. Среди них – машинист тепловоза Игорь Васильченко и помощник машиниста тепловоза Владимир Архипенко, награжденные медалью «За боевые заслуги», а также машинист дизель-поезда Владимир Макейчик, помощник машиниста дизель-поезда Игорь Рудницкий, слесари по ремонту подвижного состава Николай Малашенко и Сергей Столяров. Они – прекрасные специалисты, душой и сердцем прикипевшие к стальной магистрали. У каждого из них стаж работы в Жлобинском локомотивном депо – не менее трех десятков лет. На их долю выпала трудная судьба, но они с честью выполнили свой воинский долг и на предприятии работают не просто хорошо, а так, как и подобает тем, кто с лихвой испытал, что такое пекло войны и радость мирной жизни.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.