Дело каждого. И всех без исключения

Во всем мире транспортная деятельность сопряжена с множеством рисков и негативных последствий. Прежде всего это транспортные происшествия, в результате которых гибнут и получают ранения миллионы людей, повреждаются транспортные средства и перевозимый груз, загрязняется окружающая среда. Поэтому безопасность на транспорте является одной из тех тем, которые волнуют все без исключения государства. И традиционно ей уделялось большое внимание на международном  транспортном форуме – XII Белорусской транспортной неделе.

Семинар «Безопасность транспортной деятельности: тенденции и перспективы» стал частью деловой программы форума, который ежегодно принимает наша страна. Как отметил, выступая перед его участниками замминистра транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Ребковец, перед отраслью стоят серьезные задачи, связанные с укреплением общественной безопасности и дисциплины:    

– Необходимо, чтобы каждый работник активно участвовал в выполнении этих задач, а руководители выбирали современные подходы по обеспечению безопасности транспортной деятельности. И в первую очередь я возлагаю большие надежды в этом вопросе на потенциал отраслевых научных учреждений, ведущих разработки в данной сфере.

Вопросами обеспечения безопасности на транспорте в нашей стране занимается ряд органов государственного управления, в числе которых – Министерство транспорта и коммуникаций, МВД, МЧС, Минобразования, Минздрав, местные исполнительные и распорядительные органы и другие. При этом основной задачей транспортного ведомства является контроль за безусловным выполнением мероприятий, направленных на обеспечение безопасности перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене, а также оценка уровня безопасности пассажирских перевозок.

– В настоящее время Минтранс уделяет особое внимание совершенствованию системы обеспечения безопасности транспортной деятельности, разработке современных методов организации техосмотров с учетом международного опыта, – рассказал заведующий отделом исследований в области безопасности транспортной деятельности БелНИИТ «Транстехника» Сергей Новоселов. 

Так, по мнению отраслевых ученых, повысить эффективность системы обеспечения безопасности транспортной деятельности могут следующие мероприятия:

– проведение единой целенаправленной политики в профилактике аварийности;

– повышение координации деятельности министерств, ведомств, научных учреждений и других организаций;

– повышение ресурсного обеспечения, необходимого для решения вопросов безопасности транспортной деятельности.

ТЕНДЕНЦИЯ СОКРАЩЕНИЯ

Принятая в Беларуси Концепция обеспечения безопасности дорожного движения (утверждена Постановлением Совета Министров от 14 июня 2006 года № 757) определяет основные направления повышения безопасности дорожного движения в республике, меры по сокращению уровня аварийности на дорогах, снижению тяжести дорожно-транспортных происшествий, в том числе по уменьшению числа погибших и травмированных, минимизации загрязнения окружающей среды и влияния других негативных факторов, связанных с дорожным движением.

Главной целью концепции является сокращение числа погибших не менее чем на 20% к 2020 году со снижением общего уровня дорожно-транспортного травматизма.

Согласно проведенному БелНИИТ «Транстехника» исследованию в течение последнего десятилетия, с 2008 по 2017 год, в Беларуси наблюдалась устойчивая тенденция сокращения числа дорожно-транспортных происшествий. За этот период произошло 51 927  ДТП, в которых погибло 9807 человек, 55 364 человека получили ранения различной степени тяжести. Таким образом, в среднем на дорогах республики каждые сутки в течение десятилетия регистрировалось 15 ДТП, в которых погибало три человека и 16 получали повреждения.

В то же время наряду со стабилизацией состояния аварийности в нашей стране отмечается ежегодный прирост количества зарегистрированных транспортных средств. По сравнению с предыдущим годом их общее количество увеличилось на 17 349 и составило 4 209 640 единиц (рост по сравнению с 2008 годом – 22,9%).

Кроме того, на протяжении последних шести лет отмечалось постоянное ежегодное снижение тяжести последствий ДТП. И только в 2017-м произошел рост этого показателя: в течение года на дорогах страны случилось 3418 дорожно-транспортных происшествий, в которых 589 человек погибли и 3620 получили ранения.

Коэффициент тяжести последствий ДТП (количество погибших из 100 пострадавших в ДТП) в 2017 году составил 14, что значительно превышает уровень в таких странах, как Германия (0,8), Латвия (2,7), Литва (4,9), Польша (6,7) и Российская Федерация (8,1).

В Беларуси количество погибших на 100 тысяч жителей (6,2 чел.) ниже, чем в Латвии (7), Литве (6,8), Польше (7,3) и Российской Федерации (13), однако более чем в 1,5 раза выше, чем в Германии (3,9).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ПО-ПРЕЖНЕМУ КЛЮЧЕВОЙ

Как показывает анализ ДТП, преобладающее их количество совершается из-за действий водителей и пешеходов, не соответствующих требованиям безопасности. На такое поведение водителей влияет целый ряд причин, в том числе недостаточное знание ПДД, неумение прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации, применение неправильных приемов управления, незнание или недостаточный учет возможностей водителя и автомобиля в различных дорожных и погодно-климатических условиях.

Анализ состояния аварийности и нарушений ПДД позволяет отметить, что человеческий фактор является главным источником совершения дорожно-транспортных происшествий. Высокий показатель травматизма на дорогах во многом объясняется сознательным нарушением ПДД отдельными категориями участников дорожного движения, особенно молодыми водителями и пешеходами. Зачастую их неправильные действия вызваны переоценкой своих возможностей, излишней самоуверенностью, отсутствием самоконтроля и уважения к другим.

ЕСТЬ У КОГО УЧИТЬСЯ

Сравнивая показатели аварийности в области автомобильного транспорта в Беларуси с аналогичными показателями других государств, можно сделать вывод, что нашей стране предстоит сделать еще немало для улучшения ситуации в этой сфере.

Во многих зарубежных странах разрабатываются и реализуются государственные программы обеспечения безопасности дорожного движения со сроками выполнения мероприятий и распределением ресурсов, отведенных на их выполнение.

Опыт Швеции по снижению количества погибших на дорогах является одним их самых передовых. В этой стране в 1997 году была принята Концепция нулевой смертности. Несмотря на то что уровень автомобилизации в Швеции, как и во всем мире, увеличивается, с 1997 года (541 погибший – 6,1 на 100 тыс. населения) количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях сократилось вдвое и в 2013-м составило 264 человека (около 3 чел. на 100 тыс. населения), в 2016-м этот показатель понизился до 2,7 погибших на 100 тыс. населения.

В Республике Беларусь в ДТП в 2017 году погибло 589 чел., что составило 6,2 погибших на 100 тыс. населения.

 Эффективность шведской концепции объясняется всесторонним подходом к решению проблем безопасности дорожного движения. Основными положениями концепции нулевой смертности являются:

– дорожно-транспортная система как единое целое;

– этический принцип неприемлемости гибели людей на дорогах, а также получения людьми тяжких телесных повреждений на дорогах;

– адаптация дорог, улиц и транспортных средств к особенностям человека;

– основная ответственность за безопасность возлагается не только на водителей, но и на создателей дорожно-транспортной системы.

Мероприятия реализации концепции коснулись всех составляющих дорожно-транспортной системы, начиная от правовых и заканчивая реконструкцией дорог. К основным можно отнести:

– организацию кругового движения на пересечениях;

– дороги c разделительным барьером;

– подробное расследование аварий с летальным исходом;

– ограничение скорости и контроль скоростного режима;

– строительство безопасных пешеходных переходов;

– повышение безопасности транспортных средств, напоминание о ремне безопасности, новейшие системы безопасности;

– применение велосипедных шлемов;

– установку алкозамков в транспортные средства предприятий, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров, а также в автомобили водителей, однажды управлявших ТС в нетрезвом виде;

– расширение сотрудничества в области повышения безопасности дорожного движения.

Концепция безопасности дорожного движения, построенная на принципах «Нулевой цели», получила развитие и в других государствах мира. Стоит также отметить, что основные принципы дорожной безопасности в европейских странах подвергаются пересмотру, особенно в части баланса ответственности за безопасность, а также установки пограничных показателей безопасности дорожной системы на основе биомеханической толерантности человека.

МАГИСТРАЛЬ –В ДЕСЯТКЕ ЛУЧШИХ В МИРЕ 

В сфере железнодорожного транспорта безопасность транспортной деятельности обеспечивается Белорусской железной дорогой, в составе которой функционируют служба безопасности движения поездов, служба пути, общетехническая служба, военизированная охрана, отдел охраны труда.

Проблема обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте является комплексной, и структурно ее можно разделить на несколько составляющих:

– технологическая (перевозка пассажиров и грузов, маневровые работы);

– промышленная (использование инфраструктуры);

– кадровая (психофизиологическое состояние или профессиональная подготовка работников).

Железнодорожный транспорт представляет потенциальную опасность для человека в связи с тем, что он является концентратором большого количества людей и грузов, а его пути имеют много пересечений с автомобильными дорогами.

Статистика состояния безопасности движения поездов на Белорусской железной дороге выглядит следующим образом: 2008 г. – 114, 2009 г. – 106, 2010 г. – 115, 2011 г. – 87, 2012 г. – 72, 2013 и 2014 гг. – 61, 2015 г. – 68, 2016 г. – 60, 2017 г. – 72.  

Основными причинами нарушений безопасности движения поездов в нашей стране называются следующие: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, сбои в системе сигнализации, централизации, блокировки и связи, износ технических средств инфраструктуры.

В то же время по количеству нарушений безопасности движения поездов на 1 млн т-км Республика Беларусь входит в десятку стран мира с самыми безопасными железными дорогами.

В АВИАЦИИ – СПРОС С КАЖДОГО 

В сфере авиационного транспорта вопросы безопасности возложены на управление Государственной инспекции по безопасности полетов и авиационной безопасности Департамента по авиации Минтранса. В функции этого подразделения входит государственный надзор за обеспечением безопасности полетов и выполнением правил полетов и стандартов, а также надзор за мероприятиями по предупреждению авиационных происшествий и обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации.

Главная задача, которая стоит перед работниками авиации, – снижение риска развития в неблагоприятной ситуации в процессе организации, производства полетов и их обеспечения до того уровня, который позволил бы исключить авиационное происшествие или снизить тяжесть последствий.

Работая над выявлением опасностей и исследованием рисков, руководство авиапредприятий использует следующие методы:

– постоянный мониторинг наиболее опасных или уязвимых мест в авиационной системе путем проверок, аудитов, контроля соблюдения правил и норм, установленных нормативно-правовыми документами;

– быстрое реагирование на любые изменения в системе подготовки, обеспечения и производства полетов (ввод в строй новой авиационной техники, реконструкция аэродрома, изменение режима полетов, метеоусловий и т. д.)

– внедрение системы добровольных сообщений об опасных факторах без риска штрафных санкций для работника, предоставившего данную информацию. В дальнейшем эта информация может использоваться для принятия конкретных мер по недопущению нарушений в сфере безопасности полетов;

– обмен информацией между службами аэропорта и предприятиями ГА по вопросам обеспечения полетов;

– использование международного опыта по предупреждению авиационных событий;

– постоянное совершенствование знаний и практических навыков персонала, обслуживающего и эксплуатирующего авиационную технику, средства наземного обеспечения на основе современных методов обучения.

Как отмечают специалисты БелНИИТ «Транстехника», важно оценивать эффективность внедрения корректирующих действий, проводимого на основе исследования рисков, и при необходимости вести их дальнейшую доработку – до достижения желаемого результата.

Кроме всего прочего, на предприятии должна быть внедрена система персональной ответственности как рядовых работников, так и всего руководящего состава, включая самого руководителя.

САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ ИЗ ВСЕХ

В транспортном комплексе Беларуси водный транспорт является одним из наиболее безопасных. С 2014 по 2017 год на этом виде транспорта не было зафиксировано ни одного аварийного случая. При этом основным нарушением в прошлом году была эксплуатация судов без технического освидетельствования или с его просроченными сроками.

Комплексное обеспечение безопасности судоходства включает в себя мероприятия по безопасному плаванию по внутренним водным путям, навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания, содержанию судоходных путей и гидротехнических сооружений в надлежащем состоянии, а также диспетчерское регулирование судоходства, обучение и аттестацию членов экипажей судов и другие мероприятия.

Безаварийной работе на внутреннем водном транспорте республики способствуют:

– строгое соблюдение правил движения водного транспорта, техники безопасности и эксплуатации технических средств;

– соблюдение норм правопорядка на воде и санитарного состояния водоемов;

– контроль со стороны надзорных органов за техническим состоянием судов и плавсредств;

– пополнение речного флота новыми судами, а также оборудованием для гидротехнических сооружений. 

Значительное влияние на обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте оказывает техническое состояние эксплуатируемых судов, говорится в исследовании БелНИИТ «Транстехника». Поэтому особое внимание необходимо уделять соблюдению технологий ремонта судов, а также требований нормативных правовых актов при их погрузке-разгрузке. Кроме того, по мнению специалистов института, значительная часть судовых путей имеет достаточно сложные условия для безопасного судоходства, в связи с чем есть необходимость создания и постоянной актуализации лоцманских карт судоходных путей.

СПРАВКА

В Беларуси государственная политика в области безопасности транспортной деятельности основывается на осуществлении мер, принимаемых в отношении:

– транспортных средств (совершенствование их конструктивной и эксплуатационной безопасности, улучшение технического состояния, гармонизация обязательных требований в РБ к транспортным средствам с аналогичными международными требованиями);

– водителей (совершенствование системы их подготовки, переподготовки и повышения квалификации; усиление контроля за режимом труда и отдыха; создание условий для поддержания на оптимальном уровне их психофизиологического состояния, принятие мер по недопущению злоупотребления алкоголем, а также употребления наркотических, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ);

– инфраструктуры (совершенствование уровня проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания инфраструктуры; плановое устройство искусственного освещения дорог, строительство автостоянок, транспортных развязок, подземных и надземных пешеходных переходов, островков безопасности, конструктивно выделенных над проезжей частью дороги; проведение работ по ликвидации потенциально опасных участков дорог с одновременным повышением информированности водителей и пешеходов об опасных условиях дорожного движения);

– организации движения (своевременное выявление и устранение причин, способствующих нарушению требований технических нормативных правовых актов в области безопасности транспортной деятельности; оптимизация скоростных режимов движения транспортных средств);

– повышения эффективности управления и государственного контроля в области безопасности транспортной деятельности (совершенствование системы госконтроля, в том числе исключение дублирования контрольных функций);

А также мер, направленных на получение широкой общественной поддержки (закрепление у граждан положительных стереотипов безопасности транспортной деятельности; пропаганда безопасного поведения участников движения, в том числе в учреждениях образования и рабочих коллективах; мониторинг общественного мнения в этой области).

Государственные программы обеспечения безопасности дорожного движения в странах Европы

Концепция безопасности дорожного движения, построенная на принципах «Нулевой цели» зарубежных стран

Подготовила Инесса ГЕРМАНЧУК, «ТБ»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.