Давайте не будем писать исключений!

Давайте не будем писать исключений!

Неужели свершилось, и отныне водители будут выглядеть на рабочем месте опрятно и навсегда оставят дурную привычку курить за рулем? Если «международники» и обслуживающие междугородные рейсы шоферы и раньше придерживались таких правил, то в автобусах и маршрутках, курсирующих в глубинке (даже из областного центра в районные), частенько можно увидеть за рулем мужчину в затасканном свитере или выцветшей майке и сланцах в жару. А уж про сигарету в зубах и приоткрытое якобы для вытяжки дыма ветровое окно и говорить не приходится – сплошь и рядом. Простые люди, коими в основном и являются пассажиры, считают: не беда, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Редко кто из возмущенных женщин даст замечание водителю. Теперь – закон на стороне пассажиров, комфорт которых обязан обеспечить перевозчик.

Впрочем, и они в свою очередь обязаны придерживаться новых правил автомобильных перевозок, вступивших в силу с 12 октября: входить для обилечивания в переднюю дверь автобуса и не опираться на его двери, тем более не появляться в салоне на роликовых коньках, скейтбордах или самокатах. В пользу пассажира – увеличение объема вещей, которые можно провозить бесплатно.

– Среди них – одно место маломерной ручной клади, длинномерные предметы размером до 151 сантиметра, инвалидная коляска, костыли, трости, музыкальный инструмент в футляре, лыжи, клюшки, удочки и другие объекты, размеры которых в сумме измерений по длине, ширине и высоте не превышают двух метров, – уточняет заместитель начальника филиала Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области Константин Рой. – Пассажир без оглядки на контролера смело может бесплатно провозить детский велосипед, санки или коляску. Предварительная продажа и бронирование билетов могут производиться при наличии свободных мест за 15 дней до рейса. В случае невостребования билета за один час до отправления автобуса бронирование аннулируется.

Последнее, в общем-то, касается людей, отправляющихся с вокзала, а не пользующихся ежедневно маршрутками в городе. Там с билетами сложнее. И не в том смысле, что получить (в последнее время большинство водителей выдает исправно), а как раз принять оплату и выбить чек управляющему микроавтобусом человеку. С одной стороны, задерживать сидящих в салоне неохота, обилечивая по правилам – строго на остановке; с другой – терять выручку тоже (пока будешь копаться, конкуренты обскачут). Идут на риск все: от водителя до пассажиров, молчаливо соглашающихся на денежную возню с одновременным кручением баранки и порою болтовней по мобильнику «суперводилы». Некоторые отмахиваются: не волнуйтесь, мол, я скоро выхожу, мне чек не нужен. И очень даже напрасно: билет – это документ, подтверждающий заключение договора перевозки. По словам Константина Владимировича, при возникновении форс-мажорных ситуаций этот квиток позволит пассажиру защитить свои права, включая получение компенсации за ущерб, причиненный имуществу или здоровью. Проезд без билета является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. К слову, некоторые законопослушные перевозчики устанавливают в маршрутных автобусах системы видеонаблюдения, помогающие контролировать ситуацию, в том числе с обилечиванием. Как результат – увеличение выручки на 20–30 процентов.

– Должен отметить, что жалоб на работу маршрутных такси стало значительно меньше. За последние 10 лет за грубые нарушения были лишены лицензий 20 перевозчиков. Оставшиеся предпочли работать более корректно, – приводит цифры Константин Рой. – И все же проверок контролирующих органов никто не отменял. Только с начала года наши специалисты, часто действующие с коллегами из ИМНС и ГАИ, провели 64 контрольных мероприятия. Наиболее часто встречаются такие нарушения, как провоз пассажиров сверх установленного количества, нарушение расписания либо маршрута движения, несоответствие автобуса требованиям законодательства, провоз пассажиров без билетов, посадка (высадка) в неустановленном месте.

Использование неисправных автобусов либо не прошедших гостехосмотр, непрохождение водителем предрейсового медосмотра, привлечение к перевозкам водителя, не соответствующего требованиям законодательства, выполнение перевозок без страхования пассажиров – такого в последние годы практически нет. Обращаю особое внимание на то, что режим труда и отдыха водителя пассажирского автотранспорта строго регламентирован, ведь он управляет средством повышенной опасности и несет ответственность не только за себя, но и за пассажиров. Недопустимо садиться за руль в утомленном либо полусонном состоянии, когда снижены внимание и быстрота реакции. Предельная норма работы водителя маршрутки – 12 часов. Он обязан отдыхать столько же. Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей маршрутных такси осуществляется при помощи путевой документации, данных спутниковой GPS-навигации, а также иных средств контроля. Несоблюдение правил является административным правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа от 5 до 25 базовых величин.

Было бы здорово, чтобы все до единого «маршрутчики» к этим требованиям прислушались, а не таскали в бардачке полупустые путевые листы, позволяющие не ограничивать по времени рабочий день. Умеют наши люди ухищряться в обходе законов и правил, говоря, что для того их и создают, чтобы кто-то писал исключения. И все-таки хочется надеяться, что абсолютное большинство водителей пассажирских транспортных средств игнорировать новые постулаты от Минтранса не станут, и мы, пассажиры, на себе ощутим повышенный комфорт, который они нам обеспечат, но и о своих обязанностях забывать не будем.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.